Уникальность узора каракуля
В зависимости от происхождения овец и способа выделки существует множество названий этого меха: каракульча, каракуль, яхобаб, астраган, лямб, свакара. Название «каракуль» или «каракульча» с тюркского языка означает «Черное озеро», по названию города и местности в Туркестане. Теперь называется Узбекистан. Родина каракуля – Средняя Азия.
Каракульча – мех недоношенных каракульских ягнят. Обладает более тонкой, легко растяжимой шкуркой и коротким, плотно прилегающим к мездре блестящим мехом с муаровым рисунком, без четко сформировавшихся завитков. Прелесть меха каракульчи в том, что не успевшие подняться завитки, по виду и на ощупь напоминают бархат. Главная ценность состоит в красивом муаровом «эскизе» будущего узора. В зависимости от способа выделки, происхождения и цвета меха каракульча имеет множество названий. «Цветная каракульча» бывает черного, серого, коричневого цвета. Самый распространенный и ценный цвет сур и антик.
Каракульча материал не слишком прочный, но красивый и дорогой. По стоимости приравнивается к наиболее дорогим сортам каракуля. Обладает меньшей носкостью, примерно 2 - 3 сезона, каракульча нестойка к истиранию и механическим нагрузкам, легко образует заломы, находится в конце таблицы износостойкости мехов. Каракульча служит для изготовления эксклюзивных и модных вещей «на выход», поскольку ее необычайная легкость и нежность имеет оборотную сторону: такие изделия чрезвычайно непрочные.
Каракуль – мех каракульских ягнят, шкурка которых снята на 1-3 сутки после рождения. Кожевая ткань тонкая и мягкая. Шелковистая, мягкая, упругая, густая и блестящая шерсть образует завитки разной формы и размеров. Каждая шкурка каракуля уникальна, ее узоры неповторимы, как линии на ладонях человека. Самым важным элементом, определяющим ценность каракуля, являются завитки на шкуре каракульской овцы, определяющие рисунок ее поверхности. Они бывают различными по конфигурации, размеру, расположению.
Если завитки на шкурке складываются в ряды, а потом в рисунок – такой каракуль считается самым дорогим. А наиболее низкая стоимость у «кудрявых» шкурок, на которых небольшие завитки разбросаны хаотично и бессистемно. Чем длиннее шерсть, тем хуже качество завитков и менее интересен их характер, потому ценность шкурок снижается по мере роста ягнят. И только если завитки соответствуют качественным требованиям и присутствуют в достаточном количестве, вступают в силу другие критерии оценки шкурки, такие как густота меха, его блеск и так далее.
На основе высоты завитка различают два типичных вида каракуля: – плоский тип – характеризуется лежащими завитками неправильной, ломаной формы, не замыкающимися в кольцо. – высокий тип – завиток располагается под прямым углом к мездре, ряды завитков похожи на трубочки, уложенные на бок. Ценность высокого каракуля зависит от количества и длины таких трубочек: чем больше, тем лучше.
Палитра каракуля разнообразна – черный, серый и его оттенки, коричневый. Благодаря новым технологиям и селекции, выбор оттенков цветов потрясает – платиновый, стальной, золотистый, янтарный, бежевый. Преимущество каракуля в его способности держать форму, для изделий архитектурного кроя, и возможность создавать из него изящный силуэт, благодаря короткому и гладкому ворсу.
Яхобаб - шкурки ягнят чистопородных каракульских овец в возрасте до 1 месяца. Характеризуется переросшим слабо-шелковистым, матовым волосяным покровом и рыхлыми упругими завитками различной формы. Используется для пошива пальто, полупальто, головные уборы, воротники.
Астраган – вид меха овчины специальной обработки, относится к мехам высшего качества, для изготовления которого используются современные технологии обработки высшего сорта овчины. В сравнении с мутоном, мех астраган гораздо легче, комфортнее и по своим теплосберегающим, согревающим свойствам. По своим качествам он превосходит мутон. Астрагановое изделие очень ноское. Это объясняется именно короткой стрижкой меха, которая не позволяет меху скатываться и соответственно терять свой вид. Изделия из астрагана получаются изящными и легкими, практичными и удобными.
Виды тончайшего каракуля
Селекционная работа в разных государствах, занимавшихся производством и экспортом каракуля, велась в разных направлениях. Соответственно, главной задачей селекционеров каракулеводства всегда было и остается стремление получать большие партии идентичных, имеющие стабильные заданные характеристики шкур. Это сложнейшая работа, ведь тип и качество каракулевой шкурки определяются более чем по двадцати параметрам. Плюс, капризная мода диктует постоянное изменение спроса на каракуль разных видов и расцветок. На сегодняшний день существуют три основных вида каракуля: узбекский, афганский астраган, наиболее распространенный южно-африканский свакара, относящийся к самому дорогому виду. Мех каракуля по своей износостойкости не уступает овчине.
Узбекский каракуль, был выведен селекционерами из Узбекистана, сделавшими ставку на легкий и тонкий каракуль жакетного типа, с особым рисунком. На поверхности шкурки тугие завитки образовывают трубчатые вальки разной длины по всей площади шкуры. Узбекский каракуль называют «валек», «боб», «московский жакет». Размер шкурок – в среднем 11 дц². Цена такого меха сравнительно невысокая и поэтому шубы из каракуля пользуются особой популярностью.
Афганский каракуль – астраган, отличается более тяжелыми и крупными шкурками, размером от 12 до 20 дц². Тип более плоский, характеризуется ребристо-плоским узором завитка и необычайным блеском, что придаёт ему особую шикарность. Каракуль из Афганистана – очень качественный и толстый, поэтому стоит дороже узбекского.
Южноафриканский каракуль «свакара» характеризуется изумительно четким плоским завитком, создающим великолепный ребристый узор, образованный четкими, туго свернутыми, невысокими трубочками-вальками параллельного расположения. Обладает прочностью обычного каракуля, по тонкости приближается к каракульче. Размер в среднем 12-15 дц². Свакара необычайно легок, долго носится, не требует особого ухода и может быть использован для пошива практически любых видов и моделей меховой одежды. Свакара стал совершенно новым направлением в каракулеводстве. Намибийский каракуль самый дорогой.
Шкуры высокого качества любого каракуля очень высоко ценятся. Самым дорогим видом каракуля считается свакара. Это связано с прекрасными результатами селекционной работы и ограниченным предложением товара, поставляемого на рынок. Афганский каракуль является самым распространенным и очень востребован. 90% всех изделий из серого каракуля изготавливают из шкур афганского происхождения. В моде сейчас плоский ребристый тип, который очень ценится, каракульча (broad tail) – шкурки нерожденных ягнят. Ценный мех каракульчи отличается низким прилегающим к кожной ткани или только начавшим пробиваться блестящим шелковистым волосяным покровом с более или менее выраженным муаровым рисунком. Жакетный тип каракуля, на котором специализировался Узбекистан, считается устаревшим.
Свакару продают на Копенгагенском пушном аукционе Kopenhagen Fur, афганский каракуль, в основном, на финляндском аукционе в Хельсинки Finnish Furs Sales, частично в Копенгагене, узбекский каракуль на международном рынке представлен в незначительном количестве, в основном он продается на внутреннем рынке Узбекистана.
Палитра оттенков нежнейшего каракуля
Выведение «цветных» каракульских овец всегда было важным направлением селекционной работы в странах-производителях, и на этом пути достигнуты впечатляющие результаты. Получение цветного каракуля было одним из направлений племенной работы во всех странах. По цвету волосяного покрова чистопородный цветной каракуль делят на группы:
1. «Сур» или агути – волосяной покров, имеет неравномерное по длине волос распределение окраски: темное основание с постепенным переходом к более светлому кончику волос, образующим зональность окраски волосяного покрова. Самый ценный сорт коричневого каракуля, в нем выделяют следующие расцветки «сур»:
а) серебристая – темно-дымчатый или черный волосяной покров у основания с переходом к светло-серебристому на кончиках волос;
б) золотистая – темный волосяной покров у основания с переходом к золотистому на кончиках волос;
в) бронзовая – коричневый волосяной покров всех оттенков у основания с постепенным переходом к светло-бронзовому или оранжевому на кончиках волос;
г) янтарная – коричневый волосяной покров у основания с постепенным переходом к янтарному на кончиках волос;
д) платиновая – темно-коричневый или кофейного цвета волосяной покров у основания с постепенным переходом к светло-кремовому на кончиках волос;
е) стальная (пулаты сур) – черный волосяной покров у основания с постепенным переходом к белому или стальному на кончиках волос;
ж) цветок абрикоса (урюкгюль) – темно-коричневый или темно-оранжевый волосяной покров с постепенным переходом в нежный бежево-коричневый цвет с голубоватым отливом на концах волос.
2. Однотонный коричневый каракуль имеет волосяной покров равномерной коричневой окраски разных оттенков, от темно- до светло-коричневого. Для коричневых шкурок характерна расцветка халили – коричневая с черными пятнами или черная с коричневыми пятнами, симметрично расположенными на шкурке, а также окаймление краев другим, отличающимся по цвету от основного, волосом. Коричневый каракуль относится к редким цветам и редко используется в натуральном виде. Это связано со сложностью подобрать каракуль с идентичными завитками и большим спектром расцветок: от шоколадного до бежевого, от рыжего до холодно-палевого.
3. Однотонный каракуль других окрасок характеризуется волосяным покровом всех оттенков серого и коричневого цветов, однотонной окраской, а также волосом черного цвета с сединой, «с морозом».
Серый каракуль – волосяной покров серого цвета, состоящий из смешанных черных и белых волос в различном соотношении, образующих разные оттенки. Главная прелесть серого каракуля заключается в игре цвета, имеющем менее интересный узор, чем черный каракуль. В зависимости от соотношения количества черных и белых волосков, возможные цвета серого каракуля лежат в диапазоне от светло-серо-голубого до черного с седой полосой вдоль хребта. Серый каракуль прекрасный материал для окрашивания, так как нейтральный серый цвет исключает цветовые искажения. При этом сохраняются интересные цветовые переходы – белые шерстинки окрашиваются интенсивно, а темные – приглушенно. Серый каракуль был получен во всех странах-производителях, но особенных успехов достигли в Афганистане, где доля серого каракуля может достигать 60%.
Белый каракуль – наиболее редкий, волосяной покров белого цвета, допускаются черные пятна на мордочке, ушах и ножках. Лучших результатов по качеству и количеству достигли только в Намибии. Белая свакара имеет ровный, чистый, молочный цвет. Афганский белый каракуль является редкими случайными выпадами из светло-серого.
4. Пестрый каракуль – волосяной покров с пежинами (пятнами) другого, по сравнению с основным цветом, на остальной площади шкурки, превышающей 12 см², кроме головы, хвоста и ножек.
Розовый или гулигаз – волосяной покров розовых оттенков, от светло до темно-розового, образующийся от смешения белых и коричневых волос. Если в сером каракуле присутствует некоторое количество коричневых волосков, шкурка приобретает красивый сиреневый оттенок. Такой сорт каракуля называют «гулигаз», в переводе с узбекского – «цветок тамариска».
5. Самая распространенная окраска каракуля – черная, обусловленная доминантным геном. В черном цвете особенную ценность приобретает уникальный узор. В Средней Азии к черному каракулю так и относятся, как к роскошному цветку – «черной розе».
Современные технологии обработки каракуля
Окраска каракуля широко применяется в разных вариантах. Так, если шкуры используются без изменения натурального цвета волоса, в тот же цвет окрашивается мездра: это позволяет скрыть участки, где завитки расходятся, обнажая основу. Подобный дефект меха нередко проявляется уже на готовых изделиях во время их носки. Другая причина окраски каракуля - достижение дизайнерских целей; наиболее часто изменяют цвет серых шкур, просто опуская их в раствор с красителями. Нередко применяется и обесцвечивание, в результате которого каракуль (обычно с наиболее красивым рисунком) из традиционно-черного становится темно-бежевым. Недостаток обесцвечивания заключается в жесткости процесса, «убивающего» блеск меха и его шелковистость. Существуют и более дорогие и сложные технологии, такие как крашение каракуля по трафарету, окраска или обесцвечивание каких-либо участков шкурок с сохранением естественного цвета в остальных местах. Мездра может быть обработана «под замшу» или как кожа, используемая для двухсторонних меховых вещей.
Соединение шкурок каракуля может выполняться двумя способами. Первый – так называемая сборка «лопатами» - является самым простым, недорогим и оперативным; в этом случае из шкур просто вкраиваются максимально возможные по размеру прямоугольные или трапециевидные куски, которые впоследствии сшиваются. Второй применяется при обработке дорогого каракуля высокого качества: соединительная линия в этом случае имеет сложную форму, поскольку идет в обход завитков, зато в результате получается цельное полотно без визуальных признаков стыков.
В России каракуль сложно считать зимним мехом, поскольку тепловой комфорт в каракулевых изделиях ощущается при внешних температурах не ниже -10 градусов, а вот для мягких европейских зим он вполне подходит. Тем не менее, зимние вещи из каракуля пользуются высоким спросом у отечественных модниц: во-первых, этот мех скрадывает полноту фигуры (не все женщины могут похвастать «модельными» формами 90-60-90!) Во-вторых, он идеально смотрится с объемной пушной отделкой, а воротники из длинного меха для России весьма актуальны.
Каракуль - исторический мех, прошедший через века
История каракуля уходит корнями в глубину тысячелетий, ведь овцеводство – одно из древнейших занятий человека. Каракульские овцы, отлично приспосабливающиеся к климату полупустынь, получили распространение на ближнем Востоке и на севере Африки, в том числе в Намибии. Местная специализация была нацелена на выведение овец, имеющих мех с тугими, низкими, четкими завитками, складывающимися в длинные, параллельно ориентированные вальки.
Каракульские овцы – первый вид домашних животных, которых начали разводить ради красивого меха. Эта порода овец приобрела огромную популярность у населения Средней Азии, именно благодаря своей неприхотливости и отличной приспособляемости к условиям полупустынь. Предположительно история каракульской овцы началась в VIII веке в Хорезмском ханстве в Бухаре, теперь Узбекистан. Прародительницей нынешней овцы считается узбекская каракульская овца.
В X веке, арабский географ и путешественник Ибн-Хаукаль, письменно засвидетельствовал торговлю каракулевыми шкурками. В XIII веке, знаменитый путешественник Марко Поло, восторженно описывал узоры каракуля в своих заметках о Средней Азии. В XV веке шкуру каракуля из Бухары привез на Русь известный русский писатель и путешественник из Твери – Афанасий Никитин. В средние века вплоть до XVI века бухарские купцы везли роскошные мягкие каракулевые шкурки на верблюдах по Великому Шелковому Пути из Азии в Средиземноморье, откуда они расходились по всей Европе. Купцы Бухарского эмирата продавали каракуль и каракульчу на рынках Германии, Италии, Греции, стран Скандинавии.
В XVII-XVIII веках купцы из Бухары и Хивы поставляли великолепные шкурки каракуля в Россию. Торговцы предлагали шкурки ягнят на Московском, Тобольском и Тверском рынках, в Нижнем Новгороде и Ирбите. В XIX веке каракуль занимал особое место на международных меховых аукционах Нью-Йорка, Лейпцига, Лондона и имел огромную популярность у покупателей. До начала XX века 1900 года, монополистами по поставкам каракуля на мировом рынке были ханства Средней Азии, позже – Россия. Большой интерес к каракулю способствовал разведению каракульских овец на научном уровне в Европе – в сельскохозяйственных институтах Германии и Австрии.
В 1907 году, из Бухары в Австрию, импортировали партию каракульских овец, 6 особей переправили на юго-запад африканского континента. Так началась история развития совершенно нового направления в каракулеводстве – намибийского каракуля или «свакары». Swakara – аббревиатура названия знаменитого бренда в Южной Африке South-West Africa Karakul. В 10-х годах XX века основная часть каракульских овец, численностью порядка двух миллионов, по-прежнему находилась на среднеазиатской территории, будучи собственностью бухарского эмира. В 1917 году с установлением в Узбекистане Советской власти поголовье овец сильно сократилось. В ходе борьбы баев и «новой власти» страдали не только люди, но и животные. Частично стада истреблялись, 70 000 животных угнали в Иран, около 400 000 овец помещики переправили на территорию Афганистана, что положило начало афганскому каракулю. В каждой из этих стран каракулеводство пошло по своему пути, что и привели к созданию трех видов каракуля, сходных между собой, но не тождественных: узбекского, афганского и южно-африканского каракуля.
Снова образованные среднеазиатские Советские республики сделали разведение каракульских овец основной статьей государственной экономики, создав для этого совхозы, колхозы и племзаводы. Вопросами каракулеводства занимались многие НИИ СССР. Советский Союз позиционировался как крупнейший производитель и экспортер каракулевых шкурок. Ко второй половине XX века в стране насчитывалось около 700 предприятий каракулеводческой отрасли. Реализация каракуля, составлявшего 40% пушного экспорта, происходила на ленинградских аукционах «Союзпушнины», где бренд BUHARA KARAKUL пользовался неизменно высоким спросом.
Расцвет каракулеводства отмечался в 70-80-х года XX столетия. В это время в мире производилось до 18 миллионов шкурок, львиная доля которых, до 95%, поступала на рынок из Намибии, Афганистана и Советского Союза. Вслед за расцветом грянул кризис, в основу которого легли политические события в странах-производителях каракуля. Сначала почти прекратился экспорт шкурок из Афганистана из-за ведущихся военных действий. Затем распался Советский Союз, бывшие республики на территории Средней Азии стали независимыми государствами. Самостоятельность не привела ни к чему хорошему: оставшись без централизованного контроля, руководство каракулеводческих хозяйств занялось обогащением, оперативно продавая все имеющиеся шкуры, в том числе уничтожая племенных чистокровных овец, которые должны были продолжать породу. Остановились селекционные исследования, перестали вестись записи на племенных заводах, профессионалы в области каракулеводства стали безработными. Огромное количество каракуля, накопленного в среднеазиатской части СССР, почти целиком было импортировано в Европу, по большей части в Германию, славящуюся своими перерабатывающими предприятиями. Цены на каракуль на мировом рынке стали стремительно падать.
Таким образом, каракуль утратил статус элитного меха и популярность среди покупателей. Этому способствовал тот факт, что изредка поступавшие на рынок небольшие партии шкур имели очень низкое качество – ведь племенная работа не велась. Следом за изменениями в политическом положением, начала меняться и мировая психология: активизировались защитники природы, в том числе ратующие за права животных, мода на меховые изделия сменилась пропагандой искусственных материалов. В результате, мировой объем реализуемого каракуля уменьшился в 20 раз. Сейчас международный рынок каракулевых шкурок характеризуется следующими цифрами: на нем представлено порядка 150 000 шкур свакары, около 400 000 – афганских видов каракуля, примерно 50 000 – узбекских. Согласно некоторым сведениям, еще около полумиллиона шкур продаются в Узбекистане, в рамках внутреннего рынка.
Триумф благородного каракуля
Каракуль вошел в моду в конце XIX столетия. Дорогую и престижную каракулевую шубу, черного или серого цвета, могли себе позволить носить лишь жены высокопоставленных государственных чиновников и политической элиты. Это придавало строгости и помпезности изделиям из каракуля и каракульчи. Шуба классического силуэта, из черного или серого каракуля, была очень стильной и драгоценной вещью в гардеробе. Каракуль достиг особой популярности, из него шили одежду, воротники и манжеты для пальто, шляпы и шапочки, использовали в отделке и для изготовления аксессуаров. В начале XX века из меха каракуля шили детские шубки, которые украшали декоративной тесьмой и вышивкой. Мечта маленьких модных леди была белая каракулевая шубка с муфтой. Для взрослых модниц изготавливали пальто яйцевидной формы с лисьим воротником. В военные 40-е годы мех каракуля пользовался огромным спросом, что отразилось на дефиците ассортимента.
80-е годы вернули в моду каракулевые шубы в пол, жакеты и пончо. Мех каракуля перестал ассоциироваться с возрастной категорией женщин «бальзаковского возраста», и уверенно завоевывал популярность среди молодежи. В начале 90-х годов, Ральф Лоурен, обыграл каракуль в народном духе, представив шапки-кубанки и гусарские венгерки из каракуля, украшенные шнурами. Хитом зимы 1998-1999 гг. стали сумочки из цветной каракульчи от Chanel и розовые шлепанцы от Dolce&Gabbana. Том Форд для Gucci в прошлом сезоне предложил тончайшие топы из ореховой и оливковой каракульчи. А этой зимой на подиумах можно было увидеть каракульчу всех расцветок. В последние десятилетия шубки из тончайшего каракуля и каракульчи не выходят из моды, благодаря новейшим дизайнерским решениям, вдохнувшим в них новую жизнь.
Возрождение каракуля как популярного меха произошло в 2004 году, когда в Милане, на весеннем показе, модельеры известного дома Prada включили в коллекцию головной убор из намибийского каракуля (черной свакары) – «пирожок», столь любимый советскими партийными деятелями. Формула «новое – всего лишь позабытое старое» в очередной раз прекрасно сработала, и каракуль, который многие законодатели моды поспешили объявить безнадежно устаревшим, обрел вторую жизнь. Кроме интересной фактуры меха, «на руку» каракулю сыграла и его теперешняя редкость на рынке – непременное условие для материала, из которого шьются уникальные, эксклюзивные изделия.
В 2005 год каракуль с триумфом обошел самые престижные подиумы мира, его использовали при создании своих коллекций известнейшие Дома Моды: Prada и Gucci, Dolce & Gabbana и Valentino, J. Mendel и Michael Kors, Jean Paul Gaultier и Roberto Cavalli, Missoni и Louis Vuitton. Нежный мех с элегантным, изысканным рисунком вновь вознесся на пик мировой моды – и цена на каракуль на мировом рынке, всегда чутком к модным веяниям, выросла вчетверо всего за три года.
Практичность каракульчи, каракуля и свакары
Свакара, каракуль и тончайшая каракульча на протяжении многих лет не покидают подиумы, страницы модных журналов и сердца любительниц меха и красоты. Современные модные тенденции заставили каракуль заиграть новыми красками. Цветовая гамма обширная и поражает своим разнообразием, благодаря новым технологиям обработки и окрашиванию меха. Мех каракуля и каракульчи приобрел совершенно новые цвета и оттенки, от янтарно-золотистого, до голубовато-стального, от классического черного до необычных ярких цветов. Это позволяет использовать каракуль в разнообразных коллекциях знаменитых дизайнеров, применяя нестандартные решения в крое, и значительно расширяя область его применения при изготовлении различного рода изделий.
Фасон изделий из каракуля и каракульчи стал более смелым и стильным, рассчитанным на молодое поколение. Изделия из меха каракуля или каракульчи безумно красивы, прекрасны, актуальны, имеют оригинальный внешний вид, неповторимые узоры, созданные уникальными завитушками. Тончайшую каракульчу, в комбинации с другими натуральными материалами применяют при изготовлении различных моделей одежды, которая выглядит несравненно и придает изделиям особый шик. Смелость дизайнерской мысли породила самые невероятные, но изумительные по красоте и яркости сочетания каракуля с мехом рыси или барсука, кожей крокодила, птичьими перьями. Сегодня каракуль, триумфально вернувшийся на подиум популярности после незаслуженного забвения – не просто материал для пошива удобных и практичных вещей, но непременный атрибут супермодных гардеробов и признак настоящей роскоши.
Мех каракуля применяют для пошива верхней одежды, костюмов, шапок, аксессуаров. Очень эффектны зауженные каракулевые пальто типа «гламур», палантины, платья, сумки и обувь – в них сочетаются простота и роскошь каракуля, каракульчи и свакары. Изысканная шуба из меха каракуля или каракульчи легкая, тонкая, теплая, приятная на ощупь, не полнит, удобная в носке. Также из каракуля изготовляют мужскую одежду – классические пиджаки и спортивные куртки выглядят стильно и элегантно.