Палантин (фр. palantine) – меховая или отделанная мехом дамская накидка прямоугольной формы различной длины, от размеров воротника до очень большого шарфа. Палантин покрывает плечи и шею женщины, а его концы спускаются спереди или, окутывая тело, застегиваются сзади.
Меховую накидку долгое время называли «палатин», от французского слова «palatin», то есть «придворный», «дворцовый». Буква «н» в середине слова появилась уже в XX веке, в связи с ошибочным произношением. Кто является автором мехового палантина? На авторство претендует целая армия римлян и одна обворожительная герцогиня Елизавета-Шарлотта Баварская.
Древние римляне носили легкую тогу и сандалии на босую ногу, на плечи набрасывали теплую шерстяную или суконную накидку. У мужчин накидка была грубой, толстой, с брутальной металлической пряжкой на плече и называлась «паллиум». У женщин – длинная, из-за многочисленных складок начисто скрывающая соблазнительные изгибы фигуры и называлась «палла».
Созвучие в названии римской одежды и слова «палантин» дают основания итальянцам утверждать, что меховой палантин придуман их далекими предками. Также на протяжении многих веков с темпераментными итальянцами спорят чопорные немцы, утверждая, что название «palatine» произошло от титула принцессы – Лизелотта Пфальцская или Палатинская (нем. Pfalz; фр. Palatinat).
В Западной Европе меховой палантин появился в XVII веке. Существует легенда, что однажды в 1676 году, Елизавета Шарлотта Пфальцская, Герцогиня Орлеанская, герцогиня Баварская, дочь курфюрста Пфальца и жена Филиппа I Орлеанского, младшего брата Людовика XIV, во время светского приема, накинула на плечи покрывало из шкурок роскошного коричневого соболя. Сочетание матово-светлой кожи рук Изабеллы и блестящего темного меха произвело впечатление на присутствующих мужчин и дам. Палантин прикрывал очень открытые декольте в женском платье.
В начале XVIII века стали модным аксессуаром подзабытые теплые палантины. Сначала ими увлеклась блестящая императрица Жозефина Богарне – первая супруга французского императора Наполеона III, после того, как супруг Бонапарт привез ей из Египта несколько кашемировых палантинов ручной работы. Широкие шикарные ткани, с замысловатым орнаментом, очень удачно скрывали предплечья, которые Жозефина считала самой некрасивой частью своего тела. Наполеон тратил целые состояния на так полюбившиеся обновки жене, привозя новые широкие кашемировые палантины, часто ручной работы, с тонким орнаментом, из Индии, Пакистана и Турции.
Вслед за капризной француженкой Жозефиной палантины стала носить английская королева Виктория. Следовательно, если первые леди государства носят чудесные накидки, то и все остальные уважающие себя дамы тех лет не появляются на балу или театре без палантина. В моду вошел стиль ампир, предписывающий обращать особое внимание на аксессуары, и вскоре мода на палантины из тонкого кашемира распространилась по всей Европе. Одно за другим открылись ателье, специализирующиеся на выпуске, ставших столь популярными палантинов.
Палантин – меховой изыск родом из Западной Европы. Мода на палантин проникла в Россию в 1824 году, закрепившись в Российской Империи на целые столетия. Меховая накидка, как новый модный аксессуар к одежде в России, органически вписалась в давнюю традицию изготовления меховых изделий, которые в восприятии иностранцев издавна выступали своеобразным национальным символом Москвы. Теплая, красивая меховая накидка быстро вошла в меховую моду. Не всем хватало средств на чисто соболиный палантин, поэтому представительницы средних сословий носили тканевые накидки, только отороченные мехом.
В начале XVIII века простые русские женщины, позабыв свои национальные платки, начали украшаться заморскими накидками. У знатных особ в сундуках насчитывалось до дюжины стильных палантинов, у простых женщин был один палантин, и в пир, и мир, и у колодца за жизнь поболтать. Особым шиком считалось иметь меховую накидку с концами, напоминающими медвежьи лапы. Русская фишка «медвежьи лапы» – быстро распространилась по Европе.
Меховой палантин пользовался особым успехом до начала XX века, а после революции 1917 года палантин как «буржуазный элемент» попал в опалу и пропал с плеч россиянок. Некоторые советские модельеры пытались вдохнуть в него вторую жизнь в 1926-1927 годах, но тщетно: атласные платье, которые предполагалось носить с ниткой искусственного жемчуга и палантином совсем не соответствовали практичной моде тех времен. Тем более что масла в огонь подливали сатирики, одевая в некогда популярные накидки героев своих произведений. Чего стоит только описание Ильфа и Петрова, как Эллочка из «Двенадцать стульев» пыталась перещеголять дочку американского миллиардера Вандербильда: «Эллочка приобрела у домашнего скорняка Фимочки Собак шиншилловый палантин (русский заяц, умерщвленный в Тульской губернии), завела себе голубиную шляпу из аргентинского фетра и перешила новый пиджак мужа в модный дамский жакет…»
О незаслуженно обиженном палантине вспомнили лишь в XXI веке, благодаря увлечению россиянок «хенд мейдом». Художники и дизайнеры решили, что прямоугольное полотно палантина отличный «холст» для рисования и вскоре шелковые «покрывала» с маковыми полями, голубыми озерами и замысловатыми узорами, отороченные мехом начали появляться в журналах мод. А тут уж и вся текстильная индустрия подоспела, начав активно пополнять полки магазинов широченными шерстяными, меховыми шарфами и тончайшими шелковыми накидками с общим названием – палантин.