Русское слово «варежка», «варяшки» происходит от слова «варьги», отражая факт заимствования этого предмета одежды у варягов. Варягами на Руси называли выходцев из скандинавских стран. Другой вариант происхождения этого слова – от древнерусского глагола «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». Но существует и третий: слово «вареги» – от «варить», т. е. раньше вязаные шерстяные рукавички заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми. В разных областях России варежки называли по-разному: рукавицы, рукавки, вачаги, дельницы, валянки, катанки, плетенки, вязанки, связни – по способу их изготовления. Были еще мохнашки, мохнатки и шубницы – они делались из оленьего, собачьего, козлиного, волчьего и медвежьего меха.
На Руси варежки и рукавицы известны с XIII века, но в крестьянском быту они появились намного раньше. Крестьянам, работавшим в любую погоду, была необходима практичная, непромокаемая одежда, поэтому они надевали варежки под кожаные рукавицы. Варежки делились на мужские и женские. Женские – миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резанки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.
На Севере, Урале и в Сибири в особо морозную погоду надевали две пары рукавиц: сначала вязаные – исподочки или исподцы, а затем меховые, мехом наружу – мохнатки. Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса – верхницы. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни – однотонные. Рукавицами здесь обычно называют верхние меховые, кожаные или суконные рукавицы, а варьгами, варежками – нижние вязаные.
Русские цари, дворяне и бояре носили русскую традиционную одежду с очень длинными рукавами, в которых прятали руки от холода. Понятно, что такая одежда была теплая, но совершенно неудобная для работы. Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянскую моду.
Выглядели рукавички гораздо ярче и богаче. Рукавицы знати и богатых купцов украшались золотым галуном, бахромой и кружевом. Запястья рукавиц, особенно женских, декорировались жемчугом с драгоценными камнями, вышивались золотом и шелком, запястья вязаных рукавиц были из «пряденого» золота. Цари носили «перстатые рукавицы» т.е. перчатки на меху, отороченные мехом бобра.
Для господ варежки делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение.
Несколько позже появились варежки с выделенными пальцами, именно они стали прародителями современных перчаток. В XIX веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по праздникам носили накулачники или митенки – длинные узкие перчатки без пальцев.
Самыми искусными мастерами сложной техники вязания считали итальянцев, испанцев и скандинавов. Мастерство вязания на спицах пришло в Россию из Скандинавии, где возникло еще в эпоху викингов. Причем первыми, кто там взял в руки спицы, были мужчины.
На Руси вязали женщины, которые учились этому с детства. Известен старинный русский обычай – перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать свое мастерство. Помимо шитья свадебного наряда, вышивания полотенец и скатертей, должна была успеть приготовить себе приданое, чтобы одарить семью жениха узорными чулками, варежками и рукавицами, с красочными орнаментами.
Варежки были не только практичным предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием: их красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную информацию. Например, рисунок рыбы – символ плодородия, солнца, добра. Цепочка из ромбов – дерево жизни, кресты – огонь или солнце.
Традиция украшения предметов быта, одежды узорами, несущими обереговую функцию, существовала на Руси со времен язычества. Символы-обереги, переходившие от матери к дочери, защищали человека от злых сил, помогали в добром деле. С принятием христианства эта традиция не исчезла, она видоизменялась и дожила до наших дней, частично утеряв обереговый смысл узоров.
Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила – это края одежды, рукавов, ворота, чулок, рукавиц. Чтобы уберечься от неё, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно.
Элементы орнамента подсказывают человеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. Каждый элемент узора имел определенный смысл, был условным, но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей.
Узоры на варежках столь же значительны, как и все орнаменты в народном искусстве. Слово «орнамент» происходит от латинского «ornamentum» – украшение. На Руси более употребительным было слово «узор», несущее тот же смысл – украшение поверхности предмета.