Организаций в каталоге: 226
+ Добавить организацию
Информация
› История меховой шапки
17064

История меховой шапки


История меховой шапкиШапка – от фр. Chape, от лат. Cappa означает крышка. Впервые утеплять голову начали скифы. Они носили войлочные шапки конической формы – колпаки. Шапка на самом деле не русское изобретение, хотя шапка считается традиционным головным убором русского национального костюма. Шапка была широко распространена во всех слоях общества, и впоследствии все головные уборы начали называть шапкой.

Шапка состояла из круглой конусообразной тульи, высотой около 7 вершков и круглого мехового околыша, высотой около 2 вершков. Вершина тульи иногда заламывалась на бок. В околыше передней части шапки делали разрез, который назывался «прореха».

Верхняя часть Збручского идола, датируемого примерно X веком, оформлена в виде округлой шапки с меховой опушкой. В письменных источниках упоминается в Духовной грамоте Ивана Калиты 1327-1328 года.История меховой шапки

Шапка Мономаха – главная регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII-начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.

Шапка Мономаха относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая». Вес шапки Мономаха – 993,66 грамма. В хранящейся в архиве Оружейной палаты подробной описи царской казны 1696 года описание Мономаховой шапки приведено следующее:

«Шапка царская золота, сканая. Мономахова, на ней крест золотой гладкий, на нем по концам и в исподи четыре зерна гурмицких, да в ней каменья, в золотых гнездах: над яблоком, яхонт желтый, яхонт лазоревый, лал, промеж ними три зерна гурмыцких; да на ней четыре изумруда, два лала, две коры яхонтовых, в золотых гнездах, двадцать пять зерен гурмицких, на золотых спнях; около соболей: подложена атласом червчатым: влагалище деревянное, оклеено бархателью травчатою, закладки и крючки серебряны.»

История меховой шапкиШапка Мономаха представляет собой среднеазиатский головной убор. Не исключено, что это наследственная регалия московских государей – дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлета Москвы в начале XIV века. Н. С. Борисов пишет: «Тех, кто верно служил хану, он награждал одеждой и обувью. Среди историков существует мнение, что знаменитая шапка Мономаха – это не что иное, как золотая тюбетейка, которой хан Узбек наградил за преданность Ивана Калиту».

В связи с переориентацией Московского княжества с Золотой Орды на Византию, при Иване III происходит переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва – Третий Рим». В «Сказании о князьях Владимирских», около 1518 года, формулируется официальная версия происхождения шапки Мономаха: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно – потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения.История меховой шапки

Впервые наименование «шапка Мономаха» появляется в русских источниках в Летописной редакции чина поставления Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение, составленной в 1518 г. Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать ее и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли ее в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора, вблизи гробницы Трех отроков.

Особый статус венца диктовал его использование – до конца XVII века при восхождении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором – «венцом». Этот венец входил в состав Большого наряда. Последним русским царем, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Петр I, в 1682 году. Сам Петр I, коронованный вместе с братом, как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне. Шапка второго наряда также хранится в Оружейной палате.

История меховой шапкиШапка Казанская – золотой филигранный венец. Относится к числу регалий русских царей, хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Шапка Казанская была изготовлена, приблизительно в 1553 году, для Иоанна IV, сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Нет точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец. Существует версия, что ее изготовили ювелиры покоренного ханства.

При изготовлении Казанской шапки использовалось золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг и мех. Применены ювелирные приемы: чеканка, литье, резьба, чернь, эмаль. Золотая тулья украшена мелким цветочным черневым орнаментом, выполненным в восточном стиле. Рядами к ней прикреплены резные кокошники – очень похожие на «городки», весьма распространенные в русской архитектуре и прикладном искусстве. В центре каждого «городка» – крупный драгоценный камень или большая жемчужина. Венчает шапку желтый сапфир в 90 каратов.История меховой шапки

Изображение Казанской шапки венчала гербовой щит Казанского царства в Большом гербе Российской империи. На современном гербе города Казани изображение Казанской шапки сохранилось на щите.

На Руси одной шапкой не обходились. Поверх скуфьи, надевали мурмолку, которую украшали жемчугом и мехом, а бояре сверку мурмолки надевали еще и горлатную шапку.

Зимой на Руси были распространены меховые шапки с ушами «треух» и «малахай». Различие было в том, что у малахая передний клапан был откидным, а у треуха была просто меховая опушка. Изготовлялись из меха, и обычно покрывались сукном. Шапка-малахай считается прародителем современной шапки-ушанки.

История меховой шапкиМурмолка, или «ермолка» – мужская меховая или бархатная шапка с высокой, плоской, суживающейся кверху тульей, с отворотами или без них. В XVI-XVII веках мурмолка была распространенным видом мужского головного убора у разных сословий. Богатые шили мурмолки из парчи и бархата, а меховые отвороты пристегивали драгоценными аграфами. У крестьян мурмолка была из сукна, без дорогих украшений и даже без отворотов.

С появлением одежды европейского образца мурмолка вышла из обихода, но в XIX веке вновь появилась. Сначала в литературных произведениях на страницах романов, например, А.К. Толстой в романе «Князь Серебряный», 1862года, несколько раз упоминает мурмолку:История меховой шапки

«Проезжий привязал лошадь к дереву. Он был высокого роста и, казалось, молод. Месяц играл на запонках его однорядки. Золотые кисти мурмолки болтались по плечам.» или «Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером.» или «Как он ехал по нашей улице, набекрень заломивши мурмолку.»

А чуть позже мурмолка появилась в среде писателей-славянофилов. «Во всей России, кроме славянофилов, никто не носит мурмолок. А К.Аксаков оделся так национально, что народ на улицах принимал его за персиянина, как рассказывал, шутя, Чаадаев» (А.И.Герцен, Былое и думы, 1855- 1868гг).

Упоминание о «персидском костюме» заставляет думать, что речь идет о мурмолке без отворотов. Такие шапки под названием «мурмолка» продолжали носить в Псковской и Новгородской губерниях и в XIX веке. Восприятие традиционного русского костюма, как восточного, встречается в литературе достаточно часто. Французский путешественник маркиз де Кюстин, посетивший Россию в 1839 году, так описал один из балов с «мужиками»:

История меховой шапки«В Петергофский дворец были допущены в этот день, наряду с двором, купцы и крестьяне. Они провели там весь вечер, смешиваясь с толпою царедворцев, и некоторых из них, людей с бородами и в национальных «персидских» кафтанах, император удостоил нескольких благосклонных слов» (Николаевская эпоха. Воспоминания французского путешественника маркиза де Кюстина, М., 1910). Шапка мурмолка стала обязательной деталью для всех, кто хотел выразить свою приверженность старым традициям, но уже во второй половине XIX века мурмолка утратила свое значение символа культурной ориентации, появились другие, например, рубашка-косоворотка.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: Мурмолка (устар.) – высокая шапка с плоской тульей из алтабаса, бархата или парчи, с меховой лопастью в виде отворотов, которые спереди пристегивались к тулье петлями и пуговицами. Мурмолка украшалась иногда запонкой с жемчугом и белым дорогим пером. Между царскими наголовьями они не встречаются, а носились преимущественно боярами. В некоторых местах Новгородской, Псковской, Санкт-Петербургской губернии мурмолками называются круглые шапки с меховым верхом и со стеганой подкладкой, без отворотов.История меховой шапки

Шапка горлатная – меховой мужской и женский головной убор русской знати XV-XVII веков. Шапка горлатная выглядела в локоть высотой, как расширяющийся кверху цилиндр с бархатным или парчовым верхом. Шапки горлатные обшивались лисьим, куньим или собольим мехом. Мех брался из горлышек, откуда и произошло название. Горлатную шапку часто не надевали на голову, а держали на сгибе левой руки.

Шапка-ушанка – зимняя меховая, суконная или комбинированная шапка, широко распространенный головной убор в России, первоначально – исключительно мужская. Ушанка получила свое название из-за наличия отложных «ушей», в поднятом виде, связанных на макушке или на затылке.

Прообразом «шапки-ушанки» являлась «шапка-колчаковка», которая получила широкое распространение во время Гражданской войны в Белой армии Колчака в 1918-1919 годах. Позднее мода на ушанки с круглой тульей распространяется в рабочей среде Санкт-Петербурга, а затем и по всей России.

История меховой шапкиУшанка носится в сложенном состоянии, то есть с завязанными на макушке «ушами», но при необходимости «уши» опускаются вниз вместе с отворотом на затылке, защищая от холода и ветра уши, а также частично щеки и подбородок человека, носящего ушанку. «Уши» также можно завязывать на затылке и под подбородком.

Шапка-ушанка изготовленная из искусственного меха получила народное название «Чебурашка» по аналогии с мультипликационным персонажем.


(голосов: 3)
Отзывы:
0
Поделитесь:

Оставьте отзыв

Опрос

Ваш любимый вид меха?


 


Информация
Популярное
Шубки ИНФО © 2015-2024