В XX веке популярность головных уборов возросла после войны: в 50-е и 60-е носили охотничьи шапки с хвостом и меховые береты, в 70-е – пушистые шапки cossack hat, точь-в-точь как знаменитый головной убор героини Барбары Брыльски в фильме «Ирония судьбы». Меховые шапки были любимыми аксессуарами Элизабет Тейлор и Дженис Джоплин (Дженис даже выступала в шапках на сцене), их надевали Грета Гарбо, Одри Хепберн, Софи Лорес, Урсула Андерс и другие иконы стиля.
Несмотря на протесты со стороны защитников животных, шапки из натурального меха часто носят и представительницы британской королевской семьи: Камилла Паркер-Боулз, ГЕРЦОГИНЯ КЭТРИН и сама Елизавета II.
Кроме маленьких, плотно облегающих голову шляп и вязаных шапочек, популярны шляпы с полями. Летом обычно носят соломенные шляпы, прохладной остью - фетровые, из ткани. Зимние меховые шапочки имеют простые формы: это шляпы типа чалмы, исконно русские ушанки, кубанки и токи.
Шапка может быть вязаной (в спортивном стиле) или меховой (шапка-ушанка). Она слишком сильно обезличивает своих хозяев. Поэтому носить их могут только те люди, которых не волнуют проблемы создания собственного стиля.
Другое дело - шляпы. «Я питаю слабость к шляпам. Сколько их было у меня! Они элегантны и эксцентричны, забавны и драматичны, любая доставляет удовольствие. По-моему, женщину в шляпке забыть нельзя», - говорит Софи Лорен.
Выбрать шляпу к лицу нелегко. Шляпа - это последний штрих, который или достойно завершит костюм, или, наоборот, его испортит. Головной убор не должен выделяться, бросаться в глаза. Также он должен быть удобным, защищать от дождя, холода, ветра. И еще - украшать, подчеркивать индивидуальность.
Филипп Трейси, трижды отмеченный британской премией как лучший дизайнер аксессуаров, помогает своим клиентам выбирать головной убор: «Дело не в том, чтобы полностью изменить вашу внешность, шляпы должны помочь вам стать привлекательнее». То есть яркому сильному характеру и шляпа требуется соответствующая – неординарная. Полные дамы могут смело носить широкополые шляпы, если их рост не ниже среднего. Высоким женщинам, наоборот, шляпы без полей носить не рекомендуется.
Современные дизайнеры отдают предпочтение шляпам с широкими полями, более всего популярны фасоны типа «севилья», «берсалино», панама. На второй план отошли токи, так популярные в начале века, и модели наподобие мужских с маленькими прямыми полями. Элегантные ансамбли дополняются шляпами с равномерно загнутыми по всей окружности полями (фасон, предложенный когда-то Шанель).
Современные шляпы нередко имеют богатую декоративную отделку в виде венков, букетиков или муляжных фруктов, как в середине шестидесятых годов. Цветы могут быть весьма необычной расцветки, например, из ткани в горошек или полоску, фрукты как естественной, так и кричаще пестрой окраски. Маленькие кокетливые шляпки могут украшаться перьями.
Колониальный фольклорный стиль в одежде дополняет шляпка из соломки или пальмовых черешков, джинсовый стиль – головной убор из кожи. Ансамбли из современных тканей, так называемых технотканей, выглядят совершенными со шляпами из прозрачного цветного винила несложного фасона.
Более того, шляпу можно произвести на свет собственными руками. Вспомним о шляпных переделках знаменитого Сергея Параджанова. Обычную панамку он дополнил кусочком вуали, фольгой, тесемками от коробки с конфетами, мишурой.
Ну а закончить хотелось бы замечательной фразой, которую когда-то произнес Э.М.Ремарк, и, конечно же, был прав: «Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».